«Предприятиям нужны высококлассные специалисты, и мы их готовим» Яков Силин рассказал «Областной газете», почему многие известные люди, крупные бизнесмены предпочитают учить детей в УрГЭУ, а не за границей

Ректор УрГЭУ – об истории вуза, качестве экономического образования, кафедре шахмат и Дне открытых дверей. 

 

– Яков Петрович, думаю, нашим читателям будет интересно узнать об истории СИНХа-УрГЭУ. Скажете несколько слов об истоках вуза?

– Нам исполнился в прошлом году 51 год. Решение о создании университета было принято постановлением Совмина РСФСР в 1967 году. Основой нового вуза стали филиал Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова и экономический факультет Уральского государственного университета. Решение о создании и выбор направлений подготовки были настолько прозорливыми, что и через полвека в 90 процентах направлений даже сохранились названия – «Экономика», «Промышленность», «Финансы», «Бухгалтерский учёт», «Управление», «Пищевые технологии», «Биотехнология», всё, что связано с товароведением, логистика. Это ряд мощнейших направлений, которые были и остались. Они развиваются с учётом современных технологий. В университете концентрируются знания, и эти знания позволяют с учётом времени реагировать на запрос и готовить будущих специалистов под конкретные задачи, прежде всего, задачи развития Свердловской области и Урала, самых мощных и перспективных территорий России. Мы говорим, например, об инженерной школе Урала, но её деятельность невозможна без экономистов. Для предприятий нужны высококлассные специалисты, которые смогут провести расчёты затрат при развитии любого бизнеса, возведении здания или строительстве сооружения, разработать и реализовать проект, управлять территориями. Самый главный итог первых 50 лет работы вуза − создана самостоятельная научно-образовательная школа на Урале в области экономики. Она состоялась и развивается. Мы обеспечиваем подготовку высококлассных специалистов. В этом наше преимущество! Сформированы научные школы по региональной экономике, промышленности, финансам, пищевым технологиям и ряду других направлений подготовки. Создан мощный профессорско-преподавательский состав, сложился один из лучших коллективов педагогов среди всех вузов России.

– Какие события определи ли работу университета в 2018 году и что ожидает УрГЭУ в 2019 году?

– За минувший год университет по всем без исключения показателям вырос. Стоит заметить, что речь идёт об официальных мониторинговых показателях федерального министерства образования. УрГЭУ – один из самых устойчивых вузов России по самостоятельности. Мы обеспечиваем деятельность университета на 85–90% за счёт собственных средств. Сюда входит и наука, и обеспеченность аудиториями и студенческими общежитиями, и количество иностранных студентов, и число кандидатов и докторов наук, и некоторые другие параметры. Таких серьёзных результатов мы достигли за последние годы. Наш главный приоритет − это качественное образование и научная работа, и закономерно, что результаты её отражаются в журнальных публикациях, в работе диссертационных советов. Два наших научных журнала находятся под контролем международных баз научного цитирования Skopus и Web of Science. Это журналы «Известия УрГЭУ», которому уже 20 лет, и журнал «Управленец», имеющий десятилетнюю историю. У наших преподавателей высокий индекс научного цитирования по данным этих авторитетных ресурсов. У нас издаётся ещё очень серьёзный, сильный журнал «Индустрия питания», как раз по проблематике пищевых технологий. Есть интересный электронный научный журнал «Е-форум». Если в других вузах закрываются диссертационные советы, то у нас создаются новые. Сейчас у нас работает три диссовета. Первый – по промышленности, региональной и муниципальной экономике, а также логистике. Я его возглавляю. Второй – по финансам, менеджменту и маркетингу. Вся основная финансовая школа Урала сосредоточена здесь уже несколько десятилетий. Третий – по техническим наукам, это пищевые технологии, товароведение. Соответствен но, наши научные журналы отражают эти направления исследований. Один из диссоветов по финансам, менеджменту и маркетингу был создан совместно с ЮжноУральским национально-исследовательским университетом, крупнейшим вузом соседнего региона, Челябинской области. Уникальное научное сочетание, и этим мы значительно укрепили уральскую экономическую и финансовую школу. Сегодня все основные профессора финансовой школы Большого Урала работают в нашем университете. Это отмечают специалисты банковской сферы, страховых компаний, других финансовых институтов, органов государственной власти и местного самоуправления. На этом поле мы прочно закрепились как ведущая научно-образовательная организация. Все ключевые перспективные финансово-экономические документы уровня города Екатеринбурга и Свердловской области в последние десятки лет разрабатывались с участием профессорско-преподавательского состава Уральского государственного экономического университета. В том числе и Стратегия развития города Екатеринбурга. Кроме того, мы участвуем в ряде общественно-консультативных советов при министерствах. Университет открыт, у нас постоянно проходят мероприятия и с участием предпринимательского сообщества, и с участием органов государственной власти и муниципалитетов. Практически каждую неделю у нас что-то проходит: конференции, форум и многое другое. Наш университет подтвердил не только свой высокий научный статус, но и статус хозяйственный, предпринимательский, статус структуры, связанной с практикой. И это вполне объяснимо: в крупнейшем промышленном регионе предпринимательством должны заниматься профессионалы, а не те субъекты, которые чуть ли не в подворотне в совсем недавние времена готовили, и некоторые продолжают готовить, псевдоэкономистов. Такая подготовка кадров ни к чему хорошему не приводит. Никому же не приходит в голову начинать готовить врачей в непрофильных вузах. Это понимают все. Подготовка экономистов в таких учебных заведениях не менее опасна: представьте, что бывает, когда дилетанты приходят к управлению?! Мы потом и жалуемся: кто, как их учил? Кто им позволяет работать и даёт возможность принимать решения? Мы же здесь кафедру стоматологии не открываем; мы знаем, куда пойти лечиться и где учиться, чтобы стать стоматологом. Экономистов часто готовят либо в непрофильных вузах, либо в вузах, где открывают такую специальность, чтобы себя поддержать финансово. Я задавал многократно вопросы руководителям разного уровня: кто вам нужен, экономист или финансист из профильного университета или из того, где это – побочная кафедра? И ни разу ни от одного серьёзного руководителя не слышал, чтобы он высказал сомнение. Нет, все сразу же говорят о специалисте, подготовленном в профильном государственном вузе. За несколько лет в стране количество вузов сократилось на полторы тысячи. Это процесс болезненный, но необходимый. У нас в Свердловской области сейчас работает 16 государственных вузов и осталось девять частных вузов. Но чтобы было с чем сравнивать, скажу, что, например, на всю Германию – семь частных вузов. Это при том, что население Свердловской области – 4,5 миллиона человек, а Германии – 80 миллионов. Нам нужны сильные частные вузы, но только такого уровня, как Технический университет УГМК, за которым стоит одна из лучших промышленных корпораций страны и имя нашего выдающегося земляка А.А. Козицына.

– Какие новые структуры появились в университете за последнее время?

– Создана научно-исследовательская лаборатория и Единый лабораторный комплекс университета. Здесь можно определить пищевую ценность, электрические и химические показатели, провести микроскопический анализ продуктов. В первую очередь лаборатория обеспечивает учебный процесс, также в ней работают те, кто занимается научно-исследовательской деятельностью – бакалавры, магистранты, аспиранты и докторанты. Во-вторых, наше оборудование может быть использовано коммерческими предприятиями, которые заинтересованы в экспертизе продуктов питания. Такой лаборатории нет ни в одном учебном заведении Урала. Для деятельности лаборатории закуплено новейшее оборудование: высокоэффективный жидкостной хроматограф, комплекс для анализа сырой клетчатки, универсальный лабораторный рефрактометр, анализатор жидкости РОСА-1101, приборы для анализа белка и жира.

– Появилась информация, что у вас в вузе будет работать особая кафедра – шахмат. Это действительно так?

– Да, мы создали кафедру шахматного искусства и компьютерной математики, заведует ею выдающийся гроссмейстер, чемпион мира Анатолий Карпов. Специалисты, которые будут выпускаться по этой кафедре, получат диплом по направлению подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». С января у нас в университете проводят ежемесячные открытые игры по шахматам, и мы начинали прямые трансляции для всей области. Будут участвовать конкретные школы, например, лицей № 180 из Ботанического микрорайона. Уже почти пятнадцать лет назад директор Алексей Валентинович Крылов внедрил туда шахматы. Через полгода к нам смогут подключиться ученики из любой школы нашей области и вообще все любители шахмат. Шахматы позволяют систематизировать мышление. Шахматы – это искусство, шахматы – это культура, это – образ жизни. Дети, которые играют в шахматы, лучше учатся. Вообще, у экономистов и шахматистов много общего. Шахматы существуют веками и тысячелетиями, и экономика − столько же. И тут, и там есть правила; и тут, и там они понятны. И по ним играют все! И тут, и там нужно предусмотреть игру на опережение, оценить риски, просчитать на много ходов вперёд. Хороший шахматист и хороший экономист именно так действуют. Мы ведь обучаем будущих руководителей. Большинство наших студентов ими станет рано или поздно. Если есть желание, то должность, статус и ответственность − это только вопрос времени. Если студент научится мыслить стратегически и анализировать ситуацию, он будет способен принимать оптимальные решения, что является важным качеством для руководителя. Мы ключевой регион в экономике страны. Не хочу обидеть нефтяников и газовиков, но, слава богу, что в Свердловской области нефть и газ не являются основными источниками дохода. Не на них делают ставку в экономике региона. Ставка делается на промышленность, бизнес, интеллектуальный потенциал области. Шахматы – один из проверенных веками механизмов развития этого потенциала. Механизм не главный, но очень серьёзный. К лету мы оборудуем с помощью областной Федерации шахмат специальный мультисистемный комплекс, который будет позволять подключаться к трансляции шахматных турниров любому желающему. Огромную помощь университету и всем любителям шахмат здесь оказывают президент Федерации шахмат Свердловской области Андрей Симановский и гроссмейстер Анатолий Карпов. С детьми профессионально занимаются советский и российский шахматист, гроссмейстер Наум Рашковский и мастер спорта по шахматам, международный гроссмейстер Андрей Шариязданов.

– Как вы считаете, уральским абитуриентам обязательно поступать в наши уральские вузы или стоит попытаться получить столичное образование?

– Наше счастье, что у нас в области есть 16 государственных вузов. Для того чтобы получить качественное образование по большинству направлений подготовки, не нужно никуда ехать. В нашем регионе очень хорошее сочетание цены и качества образования. И главное – высокий уровень качества обучения. Можно, конечно, отправиться в Москву или Санкт-Петербург, есть некоторые позиции, по которым московские и петербургские вузы сильнее нас. Но по большинству позиций они – не выигрывают. Затраты же в случае обучения студента с Урала в Москве или Петербурге будут в два-три раза выше. Но если мы живём в рыночной экономике, умеем считать и ценим свои средства, своё время, свою жизнь, тогда нам нужно понимать, что мы просто выбросим деньги ради того, чтобы говорить, что мы учились в столице. Наши студенты, участвуя в международных и российских конкурсах, всегда занимают достойные места. Наш университет прошёл успешно аккредитацию по всем направлениям и профилям подготовки на очередные шесть лет, продемонстрировав силу своего коллектива, потенциал профессорско-преподавательского состава. Сейчас мы выходим на новый уровень развития, поэтому требования к вузу предъявляются ещё более высокие. УрГЭУ соответствует этим вызовам времени. Сегодня мы и сами повысили требования как к студентам, так и к преподавателям. Каждую сессию отчисляем из университета порой по нескольку сотен студентов. Ведь когда человек поступает в вуз, его знания соответствуют требованиям, предъявляемым государством. Но вот, поступив, оторвавшись от родителей, почувствовав себя вне их контроля, не умея толком планировать свой день, некоторые начинают вести себя не лучшим образом. Они отстают, догнать не могут. Мы им даём шанс, если не справляются с программой – отчисляем. Почему отчисляем? Учёба – это серьёзная работа. И если он сейчас даже на себя не хочет серьёзно работать, так почему мы думаем, что когда он закончит вуз, то начнёт по-другому трудиться? И кто его, такого ленивого, на работу возьмёт?! А мы ему должны выдать диплом своего университета, вуза с 50-летней историей. Мы свою репутацию лентяю должны подарить, что ли? Нет! И, во-вторых, когда студент плохо учится, он мешает тем, кто рядом. Он занимает чужое место. Преподаватель приходит и рассчитывает на высокий уровень студентов, на их заинтересованность, а в аудитории сидят и те, кто стал плохо учиться. Или не хотят, или ленятся… И если они не справляются, их приходится отчислять. Мы оставляем только сильных и трудолюбивых студентов. – У тех, кто отчислен, есть шанс восстановиться? – Конечно! Жизнь расставляет всё на свои места. Может человек оступиться? Может! Может он исправиться? Может, конечно. В этом случае мы говорим: пожалуйста, иди учись! И, как правило, такие студенты, потеряв год или больше, восстановившись, начинают учиться хорошо.

– Яков Петрович, когда в 2015 году вы участвовали в выборах ректора УрГЭУ, в вашей программе был пункт о встраивании в хозяйство региона. Что удалось сделать в этом направлении за три года?

– Я часто бываю на разных предприятиях области. Вот на прошлой неделе побывал в Полевском и Нижнем Тагиле. Сотрудники университета также выезжают в муниципалитеты. Мы встречаемся с журналистами на радио, на телевидении, в газетах. Также мы ведём профориентацию в школах. Мы обязательно идём на предприятия. Итогом часто становятся соглашения о сотрудничестве. Так было на НПО автоматики, Оптикомеханическом заводе. Например, в Полевском мы выезжаем на Северский трубный завод. Это гигантское, мощнейшее предприятие, великолепный завод с сильнейшим менеджментом. Михаил Васильевич Зуев – один из сильнейших руководителей. Мы выступаем там перед специалистами и руководителями среднего звена. Рассказываем о том, чем можем быть полезными: это повышение квалификации, переподготовка кадров. Приглашаем учиться их детей, их самих в бакалавриат или в магистратуру. Акцентируем внимание на том, что это профильная, предметная магистратура по выгодным для них направлениям. Для них специально создаются программы. Также приезжаем на предприятия Нижнего Тагила, Каменска-Уральского и многие другие предприятия области с программами подготовки специалистов. Вот несколько дней назад были на Уралвагонзаводе с обучающими программами. Мы готовим именно тех специалистов, которые нужны им. На многих промышленных предприятиях нужны специалисты по пищевым технологиям – работающих там необходимо качественно кормить. Требуется при приготовлении пищи соблюдать все технологии. Хорошего специалиста-технолога готовят у нас шесть лет. За ними фирмы в очереди стоят. Также приглашаем специалистов предприятий в комиссии по госэкзаменам. Совместно с практиками определяем темы магистерских диссертаций, определяем руководителя диссертации от предприятия и назначаем магистранту нашего куратора, они руководят магистрантом совместно. Защита диссертации или диплома происходит либо у нас в университете, либо на предприятии. Мы активно работаем по хоздоговорам, занимаемся совместными исследованиями, реализуем конкретные проекты в интересах предприятий. В прошлом году мы обучали специалистов НПО автоматики, Синарского трубного и Оптикомеханического заводов. Сейчас на предприятиях очень востребованы специалисты по управлению качеством. Большинство населения у нас даже не знает, кто это такие. Вот, казалось бы, менеджер на слуху, юрист, экономист… Но промышленность, ориентированная на международное сотрудничество, прежде всего ищет именно их – тех, кто разбирается в управлении качеством и доведении продукции до мировых стандартов. И мы выполняем такой запрос наших промышленных предприятий, готовим этих специалистов. Ещё есть большая потребность в специалистах по труду и заработной плате. Это специалисты, умеющие посчитать затраты, оценивать услуги, любой продукт, который выходит с предприятия, например, станок. Этому учат, но проходит время, появляются другие нормативы, другие запросы, требования, и этому нужно снова обучиться. Не нужно вновь садить специалиста за парту. Нужно прийти на предприятие и там обучить, передать часть новых знаний. То же и со специалистами по закупкам, и с менеджерами – меняется законодательство, меняются требования, необходимо дополнительное обучение. Для этого мы и создаём программы дополнительного образования и применяем гибкий подход: кого-то обучаем на предприятии, кого-то у себя, кого-то дистанционно онлайн. И в 2019 году планируется обширная реализация дополнительных образовательных программ – программ профессиональной переподготовки. Основой их являются наши направления обучения. Сейчас время такое, что нужно быть более активным, постоянно повышать свои знания, проходить переподготовку. Всё очень быстро меняется, и нужны новые знания. Запросы общества, всей социоэкономической среды растут. Происходит сжатие пространства и времени. Нужно успеть за этим, чтобы не стать дилетантом, с которым никто серьёзных вопросов решать не будет. Дилетант не сможет обеспечить выпуск качественной продукции и, соответственно, не сможет обеспечить себя доходами.

– Какие ещё масштабные проекты планирует УрГЭУ в 2019 году?

– В планах на 2019-й − проведение Десятого Евразийскогоэкономического форума молодёжи (ЕЭФМ), который состоится в апреле. Он проходит при активной поддержке Вольного экономического общества России. 16 апреля состоится официальное открытие форума. На ЕЭФМ выступят известные экономисты, крупные учёные, практики, руководители органов власти, примут участие полномочные послы 15 стран. В день открытия форума запланированы лекции от экспертов ЕЭФМ и интерактивные площадки, одна из которых − «Территория финансовой грамотности». 17 апреля участники представят свои работы в рамках пяти конгрессов. Конгресс экономистов с участием Института экономики проведёт девять конкурсов, куда приглашены 123 эксперта, 30 из которых – преподаватели УрГЭУ. В конгрессе сервисных технологий заявлено более 70 экспертов. Конгресс инноваторов планирует работу в семи конкурсах с участием более 50 экспертов, которые проведут шесть открытых лекций и два видеомоста с профессорами Казахстана и Израиля. Оба этих видеомоста будут объединены общей темой «Исторические корни добрососедства и сотрудничества стран Евразийского континента». В рамках конгресса финансистов, в котором примут участие более 60 экспертов, пройдут три лекции и десять конкурсов. На конгрессе школьников участники попробуют свои силы в интеллектуальной игре «Интеллект Евразии» и в конкурсе «Дебют в науке». Разработаны положения о каждом из 32 конкурсов в рамках пяти конгрессов. И, наконец, 17 апреля состоится Бал дружбы. Это такая неформальная встреча, которая традиционно проводится для того, чтобы эксперты форума, почётные гости и участники международного мероприятия смогли познакомиться друг с другом, пообщаться и договориться о сотрудничестве на будущее. 18 апреля планируется награждение участников конгресса и закрытие мероприятия.

– Можно подробнее рассказать об одном из проектов форума – «Территории финансовой грамотности»?

– В прошлом году по решению Правительства Свердловской области и при активной поддержке Министерства финансов мы создали региональный Центр финансовой грамотности населения, чтобы помогать людям разбираться в происходящих процессах. Ведь как происходит? Чуть заколеблется ситуация на рынке, население кидается то покупать, то продавать валюту. Чуть подорожали продукты питания или какие-то товары, и уже шум, слухи, басни, сплетни пошли. Так было с солью, с сахаром, с гречкой, с другими товарами. Сегодня люди, реагируя на эти слухи, могут перевернуть ситуацию в экономике. Устроить можно что угодно. Надо людям разъяснять механизм функционирования рынка, чтобы не было таких перекосов. Обществу нужно прививать финансовую грамотность, нужно рассказывать о том, как зарабатывать и тратить деньги. Логично, что рассказывать должны те, кто в этом разбирается, кто может оценить риски и подсказать, как себя вести в конкретной ситуации. Риски этого года очень серьёзные и в экономике, и в социальной сфере. Прежде всего, это происходит из-за санкций. Но это же не значит, что из-за санкций мы не сможем развиваться и инвестировать в промышленность. Мы же не улетим на другую планету! Времена не выбирают, нам приходится жить здесь и сейчас. Основной посыл Регионального центра финансовой грамотности заключается в том, чтобы обучать людей разумно тратить деньги и инвестировать постепенно, научиться понимать происходящее. Это такой же процесс, как обучение в семье, когда родители постепенно приучают детей к самостоятельности, выделяя им небольшие суммы, которые потом увеличивают. Центр финансовой грамотности предполагает и личные консультации наших преподавателей, и интерактивное консультирование, и выполнение задач – от простых к более сложным.

– Недавно в УрГЭУ прошёл День открытых дверей. Что интересовало абитуриентов в первую очередь и что им ожидать от приёмной кампании 2019?

Да, в этом году День открытых дверей мы проводили дважды – 19 января и 31 марта. Более 500 учащихся старших классов и их родители, выпускники колледжей пришли в вуз, чтобы лично познакомиться с университетом. Первый день открытых дверей был организован в преддверии 1 февраля, когда все выпускники 11-х классов должны определиться с предметами для сдачи ЕГЭ. Мы акцентировали внимание выпускников и их родителей на главном конкурентном преимуществе вуза: качественных знаниях. Особо отметили, что университет всегда славился хорошим уровнем преподавания дисциплин, который по сей день обеспечивается в том числе высокими требованиями к студентам. Также подчеркнули, что учёба на очной форме бакалавриата закаляет характер, помогает воспитать усердие, самостоятельность, организованность, то, что нужно для лидера. Это требование времени. В бакалавриате, магистратуре, аспирантуре и докторантуре УрГЭУ в настоящее время обучается более 17 000 человек. У поступивших в УрГЭУ появляется ещё и уникальная возможность – общаться с иностранцами и совершенствовать свой язык. Сегодня в университете учатся студенты из 50 стран мира. Абитуриенты также интересовались обучением в колледже УрГЭУ, условиями поступления, стоимостью обучения, возможностью продолжения обучения по высшей школе. Много вопросов поступало, где проходят занятия. Немало пришло и учеников 10-х классов. Особо обращали внимание на основное преимущество колледжа УрГЭУ – учащийся адаптируется к условиям высшей школы уже с первых дней обучения, поскольку занятия проводятся в здании УрГЭУ. После окончания колледжа студенты продолжают обучение уже на ступень выше, в университете. Подводя итоги Дня открытых дверей, можно отметить, что наиболее популярными вопросами у школьников и их родителей были вопросы о правилах приёма, основных направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры, минимальных проходных баллах, а также о стоимости обучения и вступительных испытаниях. Очередной День открытых дверей прошёл 31 марта. Абитуриентам рассказали об основных направлениях работы вуза, о внеучебной студенческой жизни, традициях университета. Поступить в наш вуз хотят не только выпускники из школ и колледжей Екатеринбурга и Свердловской области, но и ребята из других городов, а также из других стран. Важно учитывать, что делает вуз, чтобы было интересно учиться. При этом мы приобретаем оборудование, проводим ремонты, обустраиваемся, создали новый современный фитнес-центр, ремонтируем Дом культуры, приобретаем серьёзное IT-оборудование. Проводимая нашими сотрудниками разъяснительная работа о преимуществах университета, о конкретных направлениях подготовки и качестве знаний, надеемся, позволят привлечь серьёзных абитуриентов. Всем желающим, кто приедет издалека, мы предоставим общежитие.

– Современный студент: он какой? Чем он отличается от студентов других поколений? И каким должен быть абитуриент, выбравший УрГЭУ?

– Современный студент в короткое время, используя новейшие технологии, может узнать гораздо больше, чем те, кто учился 30 лет назад, и даже пять. Меняются время, требования, запросы: всё это ощущают на себе студенты. Сейчас идёт огромный поток информации, благодаря которой можно совсем по-другому выстроить свою жизнь, чем это было, допустим, у моего поколения. Если бы у меня были такие возможности учиться, как у современных студентов, думаю, я бы добился во много раз больше, чем сейчас. Но это уже глядя с высоты моего сегодняшнего положения. У каждого из студентов есть свои цели. И мы хотели бы через образование помочь добиться их! Нынешние студенты сами по себе как люди, как личности ничем не отличаются от студентов предыдущих поколений. Задача нашего вуза в том, чтобы помочь им раскрыться. В то же время не нужно полагать, что если знания стали доступными, то можно позволять себе недостойное поведение, демонстрировать отсутствие культуры. Современный студент должен с глубоким уважением относиться к труду преподавателя, который готов передать ему свои знания. Студент должен быть пунктуальным, воспитанным, способным в короткое время получить знания и стать конкурентоспособным. Он должен трудиться. Воспитанием трудолюбия и дисциплины мы тоже занимаемся. У меня есть знакомые предприниматели, которые отправляют детей учиться в «условный Лондон» не из-за знаний, а только ради дисциплины, порядка и умения трудиться, которое там привьют. Но есть и другие, которые отправляют детей учиться в наш вуз, зная, что здесь можно получить и дисциплину, и порядок, и умение трудиться, и необходимые качественные знания, востребованные в стране. Если уважаешь себя и любишь Россию, то не нужно искать счастья на стороне!