События

О том, что такое медиация, узнали учащиеся одной из школ города Екатеринбурга

Событие
20 ноября 2023 г. в одной из школ города Екатеринбурга прошел мастер-класс в рамках дней правовой помощи детям «Медиация как способ разрешения конфликта». Организатором мастер-класса выступил Региональный центр финансовой грамотности совместно с Юридической клиникой УрГЭУ.

Первый вопрос, который задали дети специалисту по разрешению конфликтов, звучал так: «А зачем нужен медиатор, если есть суд?» Медиатор, а в прошлом помощник судьи, Юлия Гурьева объяснила школьникам, что возможности медиации ей представляются более широкими, поскольку суд ограничен в принятии решения рамками закона, а медиатор нацелен прежде всего на обсуждение проблемы сторонами, заинтересован в том, чтобы стороны услышали и поняли друг друга.

«Профессиональный медиатор, это не просто юрист, это прежде всего психолог, способный помочь сторонам преодолеть негативные эмоции по отношению друг к другу, выработать стратегию дальнейших совместных действий с использованием правовых средств. Иногда люди приходят на прием к медиатору по пять-шесть раз», - рассказала медиатор Юлия Гурьева.

Для наглядности подросткам предложили игру с понятной легендой: учитель поставил «двойку» ученикам, которые написали одинаковые контрольные работы, и ученики не признаются, кто у кого списал. В роли медиатора выступил ученик лицея Олег Баранов. Профессиональный медиатор Юлия Гурьева пояснила мальчику несколько техник: организация презентации сторон, эхо-повтор (воспроизведение итоговых позиций сторон), кокус — беседа с каждой стороной индивидуально (поочередно), дискуссия.

В ходе игры ребята осознали, что формально учитель может поставить «двойки» и не разбираться кто прав, а кто виноват, но это приведет к конфликту между одноклассниками и, возможно, даже между их родителями.

«Мне понравилось выступать в роли медиатора, хотя в начале было сложно понять, как предложить всем сторонам взаимовыгодные условия, - рассказывает лицеист Олег Баранов. - В итоге мне удалось убедить учителя не ставить «двойку», если один из учеников признается, что списал, а второй при этом получит «тройку», так как одного «тройка» устраивала, а второй, как выяснилось в ходе дискуссии, круглый отличник».

С другим классом процедура медиации разыгрывалась по кейсу с детско-родительскими отношениями: запреты со стороны родителей на пользование сотовым телефоном. В качестве медиатора попробовала себя ученица лицея Юлия Агалакова.

«Удивлена, что помимо суда, даже законом установлена возможность обратиться к независимому лицу, которое как психолог пообщается с каждым. Спросит о его проблемах, интересах», - поделилась впечатлениями от мастер-класса девочка.

Как отметили организаторы мастер-класса, несмотря на то, что закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» действует в России с 2010 года, многие ребята впервые услышали о таком способе разрешения споров.

Пресс-служба УрГЭУ